МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Одним из важнейших и знаковых показателей и признаков становления новой цивилизации является изменение статуса человеческой личности в обществе. Социалистическая цивилизация, в отличие от предшествовавшей ей и некоторых других цивилизаций, ставит человека труда в наиболее благоприятные условия общественной и социальной жизни, обеспечивает ему наибольшие возможности для самореализации. Внимание общества теперь стало фокусироваться на личности, ее интересах, удовлетворении ее социальных, политических и культурных запросов, количественных и качественных человеческих потребностей.

В результате Октябрьской революции 1917 г., перехода от буржуазно-помещичьего строя к социалистическому, когда власть от помещиков и капиталистов перешла в руки рабочего класса и трудового крестьянства, произошло величайшее событие в жизни общества, если хотите – событие мирового значения: были ликвидированы причины социального, национального и других видов угнетения личности. Человек на большой территории большой страны, во всех ее утолках почувствовал себя свободным и раскрепощенным. Ярко, емко и символично это событие было выражено в крылатой фразе того времени: „Мы – не рабы. Рабы – не мы!” Конечно, все это происходило не так просто. На пути повсеместного утверждения и защиты этой свободы обществу, его гражданам пришлось преодолеть, в т.ч. и с оружием в руках, немало и весьма серьезных препятствий, пройти через многие перипетии объективного и субъективного характера. Ведь новое, да еще такое масштабное и поистине эпохально судьбоносное, всегда пробивается через большие трудности, которые встают на его пути. Старое без борьбы, мирным путем не уступает место новому. Рождение нового строя революционным путем всегда сопровождается гигантским единоборством между новым и старым.

Раскрепощение личности, предоставление ей широких возможностей для самореализации высвободили колоссальную созидательную энергию масс, которая была направлена на построение нового, бесклассового и свободного общества без угнетения и эксплуатации человека, общества человеческого благополучия и достоинства. Осознание всего этого, наличие равных прав и возможностей свободно пользоваться ими помогало советскому человеку реализовывать свои жизненные устремления в соответствии со своими желаниями, способностями и трудовыми усилиями.

Важным условием свободной и осознанной деятельности человека в обществе является наличие у него исчерпывающей, правдивой и разносторонней информации о самом этом обществе. Такая информация позволяет человеку верно ориентироваться в круговороте жизни, принимать адекватные решения, объективно оценивать деятельность властей, общественные явления и др. Советское государство по своей природе было заинтересовано в этом. Не случайно поэтому оно, к примеру, сразу же предало гласности через опубликование в прессе тайные договоры царского правительства с другими государствами. В последующие годы своей истории Советское государство регулярно публиковало в печати необходимую информацию о своих намерениях и действиях во внутренней и внешней политике, по важнейшим вопросам жизни общества. Это осуществлялось через множество общесоюзных, республиканских, районных, городских, ведомственных и других газет, а также журналов и т.п. На страницах этих изданий свободно могли печататься материалы по различным вопросам жизни страны не только специальных корреспондентов, других газетных работников, но и рядовых читателей. Таким образом, недостатка в информации о жизни советского общества не было.

Тем не менее, объем и качество жизненно необходимых человеку знаний он получает не только через средства массовой информации – печать, радио, телевидение, но главным образом и в первую очередь через школьное и профессиональное образование. Без преувеличения можно сказать, что только в условиях советской цивилизации впервые в истории был открыт без всяких ограничений, причем на бесплатной основе, доступ всем гражданам к образованию.

Основным и наиболее массовым звеном получения знаний (накопленной человечеством в течение тысячилетий универсальной информации о развитии мировой культуры) населением страны после Октябрьской революции стала советская школа как главный государственный институт, формировавший гражданина и воспроизводивший само общество. Она была создана в соответствии со специальным декретом правительства „О единой трудовой школе” (1918) как единая общеобразовательная школа. Идея единой школы формировалась в процессе длительных исканий передовой педагогической мысли России в противовес концепции западной буржуазной школы, сформировавшейся после Великой Французской революции и нацеленной своей деятельностью на воспроизводство классового общества. Уже с начальных классов обучения одна ветвь этой буржуазной школы была направлена на формирование небольшой по масштабам элиты общества, другая ветвь – всего остатьного населения, т. е. человека массы. Соответственно и содержание процесса образования в них было разным.

Школа для элиты была общеобразовательной, основанной на университетской культуре и дававшей целостные знания по изучавшимся дисциплинам. Это позволяло ее выпускникам свободно и независимо мыслить, сразу же продолжать свое дальнейшее образование в высшем учебном заведении. Массовая же школа в буржуазном обществе построена по принципу «мозаичной» культуры и не давала обучавшимся стройной системы знаний, а только так называемые «полезные» знания, точнее – ограниченный запас знаний, необходимых для непосредственного включения индивида в производственно-трудовую деятельность. Для получения высшего образования ее выпускникам требовалось еще пройти курс «бакалауреата» и сдать экзамены за среднюю школу. Эти две ветви буржуазной школы сильно различались также между собой методикой преподавания, профессиональной ориентацией обучаемых и др. Они давали своим учащимся разные по объему и назначению знания, готовя своих выпускников к различным сферам деятельности. В целом это была двойная школа капиталистического общества, воспроизводившая его.

Концепция советской школы, как уже отмечалось выше, состояла в том, что это была школа сразу и для всех, без исключения, и была сформирована как единая общеобразовательная. В основе обучения в ней лежали университетская культура и научные знания. Своей деятельностью советская школа, в отличие от буржуазной, воспроизводила не гражданина-индивидуалиста и классовое общество, а человека-коллективиста и весь трудовой народ нового советского строя. Она обеспечивала молодежи в получении образования, как и в трудовой деятельности, равные стартовые возможности, нейтрализуя возможную разницу социального положения родителей. Этим самым она утверждала один из важнейших принципов социальной справедливости при социализме. Единая школа являлась действенным инструментом преодоления, а не углубления социальных различий в обществе. Своими принципами она формировала трудовое, а не разделенное на антагонистические классы общество. Уклад советской школы, как и всей советской жизни, был направлен на формирование у людей способности к сотрудничеству, а не конкуренции, к единению, а не разобщению, к миру, а не к войне. Школа, сама жизнь воспитывали в советском человеке гражданина – хозяина своей страны. Советская единая школа обеспечивала всем своим учащимся возможность усвоения, причем в достаточной степени, основ культурного наследия – бесценного богатства человечества.

Советская и буржуазная школы принадлежали к двум различным типам учебных заведений и потому они воспроизводили разные типы общества – советское и буржуазное. (Не потому ли нынешние «демократы», придя к власти, в числе своих первоочередных мероприятий сломали советскую единую общеобразовательную школу и установили буржуазную систему образования?) Тип школы, выработанный определенной культурой, является одним из важнейших факторов складывания, функционирования и воспроизводства цивилизации. Школа – именно тот механизм, «генетический код» культуры, с помощью которого сохраняется и передается из поколения в поколение культурное наследие данного общества, всей цивилизации.

Практика положительной деятельности советской школы незамедлительно стала сказываться в обществе уже в ближайшее после Октябрьской революции время и в соответствии с уже упомянутом известным декретом «О единой трудовой школе». По всей стране была задействована советская система школьного обучения. Церковно-приходские школы, составлявшие более трети начальных школ, а также земские школы, частные учебные заведения были упразднены. Все учебные заведения общеобразовательного характера были переданы под начало Народного Комиссариата просвещения.

В стране повсеместно развернулась также работа по созданию культурно-просветительных учреждений, различных школ, курсов, кружков по ликвидации неграмотности взрослого населения. Эта работа была объявлена важной задачей общегосударственного масштаба. По всей стране наряду со школьной создавалась библиотечная сеть, где концентрировалась литература для обслуживания рабочего и крестьянина, всех слоев населения. Ежегодно возрастали ассигнования на строительство новых общеобразовательных школ. Если за 1918-1928 гг. государственными и кооперативными организациями было построено 7780 школ более чем на один миллион учащихся, то в годы предвоенных пятилеток – более 37,2 тыс. школ уже почти на 9 млн. учащихся. Особенно интенсивно шло строительство школ в сельской местности. Достаточно высокими темпами множились ряды советских учительских кадров. Их число с 280 тыс. в дореволюционной России увеличились до 1 млн. 238 тыс. в 1940 году.

Благодаря целенаправленной и настойчивой деятельности Советского государства, в т.ч. советской школы, в СССР уже к 1933 г. было осуществлено всеобщее четырехлетнее начальное обучение. К 1937 г. переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию в городе и в деревне в основном был завершен. На повестке дня вставал вопрос о постепенном переходе ко всеобщему среднему образованию, который в городе начался уже в предвоенные годы.

С ростом числа школ и учащихся в них увеличивалась потребность в кадрах с высшим и средним специальным педагогическим образованием, а также в специалистах для всего народного хозяйства. В связи с этим росла сеть, готовившая эти кадры. Только за 1932-1940 гг. было подготовлено почти 2 млн. специалистов с высшим и средним образованием. В 1940 г. Советская высшая школа выпустила 126,1 тыс. специалистов, т.е. в 10 раз больше в сравнении с 1914 г.

Аналогичные процессы роста образовательной культуры населения происходили в национальных регионах страны, где уровень грамотности, как правило, был ниже, чем в среднем по СССР. Примерно такое же положение наблюдалось и в Молдавии. По всеобщей переписи населения 1897 г., в Бессарабской губернии насчитывалось около 82%, а среди женщин – 96% неграмотных. Самый высокий процент неграмотных был среди молдавского населения. Из числа детей школьного возраста в школах обучалась лишь пятая часть. Такая же картина была и на Левобережье Днестра. Накануне Октябрьской революции уровень образованности населения в крае несколько возрос, однако число неграмотных достигало еще 75%, а на селе их было еще больше.

После Октября политика государства по интенсивному преодолению неграмотности осуществлялась только на Левобережье Днестра, в МАССР, посколько бессарабские районы нынешней Молдавской республики были оккупированы королевской Румынией. В соответствии с политикой государства, которая проводилась в стране, уже к 1934 г. Молдавская АССР стала республикой сплошной грамотности, а в 1939 г. здесь было введено всеобщее обязательное семилетнее обучение.

Совершенно другая картина наблюдалась в бессарабских районах республики. Здесь, по официальным данным переписи, в начале 30-х годов более 65% взрослого населения было неграмотным, а среди женщин неграмотность достигала 85%. В целом же в школах всех типов правобережной части республики обучалось до 28 июня 1940 г. менее 50% детей школьного возраста. После возвращения этой территории Советскому Союзу и здесь повсеместно была введена советская система бесплатного образования, началась работа по преодолению неграмотности взрослого населения. Уже во второй половине 1940 г. за букварь село около 400 тыс. человек, а всего со школьниками вместе обучалась грамоте треть населения. Для обучения взрослого населения были привлечены 12 тыс. культармейцев (активистов, главным образом из молодежи), 3,5 тыс. учителей, более одной тысячи методистов. К концу 1940/41 учебного года преодолели свою неграмотность в кружках по ее ликвидации 194 тыс. человек взрослого населения. Уже по всей республике был распространен советский закон о всеобщем обязательном обучении детей в объеме начальной школы на селе и семилетней – в городе.

Война нанесла огромный урон народному образованию Молдавии. После ее освобождения от фашистских оккупантов в ходе восстановления народного хозяйства и культуры продолжались также прерванные войной процессы по ликвидации неграмотности населения в правобережных районах. Наряду с этим укреплялась и расширялась школьная сеть, выросло число высших и средних специальных учебных заведений, укреплялась их материальная и кадровая база. К 1949 г. практически было осуществлено всеобщее обучение в объеме четырех классов уже на всей территории республики. Успешно преодолевалась неграмотность взрослого населения. Благодаря политике Советского государства, усилию органов просвещения к концу 1950 г. удалось в основном добиться ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения. Всего здесь за 1945-1950 гг. было обучено грамоте около 900 тыс. человек. Большую помощь Молдавии педагогическими кадрами, учебной и научно-методической литературой в преодолении культурной отсталости оказали советские республики – Российская Федерация, Украина, Белоруссия и др.

В последующий период по мере развития научно-технического прогресса в стране, роста базы народного образования появилась потребность в дальнейшем расширении и совершенствовании образовательного уровня советских граждан. В начале 60-х годов в государстве была поставлена задача постепенного введения для всех детей школьного возраста обязательного среднего образования. Предусматривалось, что советская средняя школа должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая, вооружая учащихся прочными знаниями основ наук и формируя у них материалистическое мировоззрение.

Реализация этой установки позволила, к примеру, в Молдавской ССР уже в 1970 г. осуществить повсеместный переход ко всеобщему среднему образованию. Этот процесс сопровождался дальнейшим укреплением и совершенствованием сети школ, их материального, кадрового и научно-методического обеспечения. Уже в 1966-1980 гг. в дневных и вечерних общеобразовательных школах Молдавии среднее образование получили свыше 875 тыс. человек, что в 7 с лишним раз больше, чем в предыдущее десятилетие. Республика в сравнительно короткий исторический срок догнала другие республики и стала вровень с ними. Подобная практика имела место по всей стране.

Советская школа, как наиболее полный, важный и всесторонний источник жизненной информации граждан со школьного возраста, за годы своей деятельности добилась огромного, качественно нового социального успеха по просвещению народа, духовному раскрепощению личности. Именно она в ходе обучения и воспитания граждан, и прежде всего молодого поколения, в сочетании с обновленным революцией трудовым процессом формировала советского человека как человека образованного, дисциплинированного, коллективиста и ответственного, и что не менее важно – без подавления его духовной свободы и творческих способностей, как нового представителя новой социалистической цивилизации.

Место человека в новой советской цивилизации определялось не только раскрепощением личности, но и уровнем его жизни и социальной защиты в обществе, которые обеспечивались социалистическим способом производства, социально-политической и духовной свободой человека от экономической эксплуатации, от политического, национального, расового и иного угнетения. Основным показателем жизненного уровня человека в обществе является уровень потребления материальных и духовных благ. В Советской стране был обеспечен полноценный и сбалансированный рацион питания, который в целом постоянно улучшался.

В СССР проживало всего 6% населения планеты. Между тем, по различным оценкам, в нем производилось 13-16% мирового продовольствия. По данным Всемирной организации продовольствия (ФАО), в 1990 г. СССР занимал седьмое место в мире среди первых десяти стран с наилучшим уровнем питания. (Разумеется, что высокий уровень потребления касается последних десятилетий СССР, когда ушли в прошлое тяжелые времена довоенной модернизации страны, а также годы военного лихолетья и период послевоенного восстановления народного хозяйства). Достаточное и сбалансированное питание было обеспечено практически всему населению, всем социальным группам. К примеру, в 80-е годы в СССР производилось на душу населения почти всех основных продуктов (кроме мяса) больше, чем в США. Это позволило независимым международным экспертам заключить, что по калорийности и сбалансированности питания в СССР оно в целом было хорошим. И это соответствовало основным целям политики Советского государства. Ибо в любом государстве с нерыночной экономикой, в т.ч. и советском, высшей целью производства являлось удовлетворение потребностей человека, общества в целом, в отличие от государств с рыночной экономикой, где высшая цель – получение прибыли.

В соответствии со своей социальной политикой и основным законом социализма, направленным на наиболее полное удовлетворение постоянно растущих потребностей и всестороннее развитие всех членов общества, государство держало на достаточно низком уровне цены на питание и предметы первой необходимости, одновременно оно регулярно и в крупных масштабах вело снижение цен. Особенно ярко это проявилось в послевоенные годы, когда за 6 лет цены снижались 13 раз. С 1946 г. по 1950 г. хлеб подешевел втрое, мясо – в 2,5 раза и т. д. Именно тогда в массовом сознании советских людей появилась уверенность в завтрашнем дне, в том, что жизнь год от года улучшается. Это подкреплялось и тем, что с начала 50-х годов в семьях реально стал нарастать достаток. Причем индексы потребления населением материальных благ и услуг возрастали постоянно. Так, в 1985 г. по сравнению с 1980 г. они составили 114,7%, в. 1989 г. – 127%. При этом хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на все это, жизнеустройство советских людей характеризоваюсь нестяжательностью и непритязательностью, социальной солидарностью. Каждый советский гражданин получал от общества за свой труд такое количество материальных благ, которое позволяло ему жить в достатке, в отличие от человека Запада, которому приходится сталкиваться с безработицей и другими социальными страхами.

Место человека в новой советской цивилизации характеризовалось также полной реализацией им фундаментального права на труд, закрепленного в Конституции СССР, занятостью в общественном труде. Полная трудовая занятость населения в СССР была бесспорным фундаментальным социальным благом и реальностью. В Советском государстве полностью отсутствовала безработица. В каждом городе страны на видных местах висели объявления с приглашением на работу, где сообщалось, что требуются… и далее шел перечень специальностей. Советские люди привыкли к этому и не знали, что потеря работы связана с большими экономическими, психологическими и нравственными издержками, что безработица, как социальное явление, -источник массового страдания человека и приводит к осознанию им собственной ущербности в обществе. Последнее хорошо просматривается на примере сегодняшней Молдавии. Безработица – это большое социальное зло, которое не только осложняет жизнь людям, но и приводит к многим трагедиям. По подсчетам социологов, в США – самой богатой стране мира – рост безработицы на один процент ведет к увеличению числа убийств на 5,7%, самоубийств – на 4,1%, заключенных – на 4%, пациентов психиатрических больниц – на 3,5%. Вот это зло как раз и отсутствовало в условиях социализма.

Важным элементом социальной защиты человека в условиях советской цивилизации была забота государства о его здоровье. Причем, забота эта касалась не только элиты общества или отдельных категорий граждан, а всего населения, всех жителей страны. Советская система здравоохранения была весьма эффективной. И это определялось массовостью (100%) охвата населения медицинским обслуживанием, бесплатностью оказания медицинской помощи, большими усилиями и, соответственно, затратами государства в профилактике здоровья. С этой целью в стране функционировала также широкая сеть санаториев, домов отдыха, профилакториев и других подобных учреждений, которые обеспечивали оздоровление граждан. Государство, профсоюзные организации брали на свой счет пребывание людей в этих здравницах. В условиях советского строя здоровье каждого человека было поистине национальным достоянием. Право человека на охрану здоровья было закреплено в Конституции СССР 1977 года.

Характеризуя уровень жизни в условиях социалистического строя, нельзя обойти молчанием факт отсутствия у советских людей страхов, причем, страхов не как отдельного, встречающегося в жизни случая, а как устойчивой системы общественного бытия. В западном мире – это обыденное явление. Там социологи при обследовании населения, как правило, включают в набор вопросов, так называемую, «карту страхов»: перед бедностью, безработицей, голодом, болезнями, бездомностью, насилием преступников, политическим и межнациональным насилием и другим, которые являются источником массовых страданий людей. В зрелой советской системе это социальное явление отсутствовало, ибо Советское государство ограждало человека от социальных страданий, в т.ч. страхов.

Уровень жизни человека во многом определялся состоянием бытовых условий. Начиная с 50-х годов динамика бытовых условий жизни людей неизменно улучшалась, в 70-80 годы страна перешла по главным показателям к современному типу благоустройства быта. Восемьдесят процентов городского населения проживала в отдельных квартирах либо в собственных домах в сельской местности. Осуществлялась полная электрификация сел и городов и почти полная газификация сельских населенных пунктов, быстро внедрялась телефонизация. Выросла и окрепла сеть бытовых служб не только в городе, но и в сельской местности, удовлетворявших потребности населения.

Постоянно расширялась сеть транспортного сообщения как в городе, так и особенно между сельскими населенными пунктами, между городами и селами. Дальние путешествия граждан, в т.ч. на самолетах по стране или к месту летнего отдыха, к морю, причем иногда целыми семьями, были для человека со средним достатком обыденным делом. Почтовые услуги, особенно в сравнении с нынешними временами, были почти бесплатными и весьма доступными. Все это – немаловажные свидетельства улучшения жизни людей, их быта.

Бытовые условия, как и другие важные показатели жизнеобеспечения населения, улучшались столь успешно еще и потому, что государство выделяло на эти цели огромные средства, которые оно получало от быстроразвивавшегося народного хозяйства. В 70-80-е годы было осуществлено огромное по своим масштабам жилищное и дорожное строительство, в 11 городах было построено метро. К примеру, в Республике Молдова за 1976-1990 гг. было введено в строй в городах около 14 млн. квадратных метров и в сельской местности – около 10,5 млн. квадратных метров жилья.

Большие капитальные вложения были направлены на строительство объектов, гарантировавших долговременную перспективу жизнеобеспечения людей, в т.ч. были созданы в стране единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, успешно решавших проблему рационального питания населения. В эти годы были проведены крупномасштабные мероприятия по улучшению почв, посадке деревьев для защиты почв (до 1 млн. гектаров в год) и др. Весь государственный аппарат, все народное хозяйство в достаточной мере были обеспечены квалифицированными кадрами. Стабилизировалась демографическая обстановка в стране с установившимся постоянным приростом населения примерно до 1,5% в год.

Успешное поступательное движение страны, достаточно высокие и постоянно улучшавшиеся уровни жизни и социальной защиты населения, отсутствие безработицы, благоприятная перспектива для дальнейшего развития личности и общества вселяли в советского человека уверенность в завтрашнем дне, в отличие от многих стран Запада, а сегодня и Республики Молдова, где человек лишен этой уверенности.

Одним из важнейших показателей уровня жизни и статуса человека в новой, советской цивилизации являлась возможность его успешного самоутверждения в обществе как личности. Самоутверждение это есть не что иное как утверждение себя, своей личности, своего значения, раскрытие своих потенциальных возможностей среди окружающих тебя людей, в обществе.

Во многом, если не в главном, самоутверждение человека зависит от той окружающей среды, в которой он рождается, а затем обитает, от условий и обстоятельств, способствующих или тормозящих его самоутверждение. Известно, что влияние внешней среды на человека начинается еще в утробе матери. Установлено, что там под воздействием различных звуков, в т.ч. музыкальных, человеческий плод может плакать, смеяться и т.д. Это означает, что на человеческий организм можно влиять еще на стадии его внутриутробного развития. Тем более это влияние многократно увеличивается после рождения человека, особенно в его дошкольном и школьном возрасте, когда он формируется как личность и впитывает в себя нужную для его дальнейшей жизни различную информацию, приобретает свои навыки, привычки, взгляды. Советское государство на всех этапах детского развития обеспечивало необходимые условия, среду посредством детских и различных школьных учреждений, положительно влиявших на складывавшийся мир дошкольника, а затем и школьника. Немаловажную роль здесь играли советские формы общественной работы среди молодежи – комсомольские, пионерские и другие организации. При всех своих недостатках они добивались главного в своей работе – пробуждали и развивали у детей лучшие человеческие качества и способности, в т.ч. отличать добро от зла, умение плодотворно работать в коллективе, достигать поставленной цели, помогать своим товарищам, блюсти интересы Советского государства и т.п., которые олицетворяли советский образ жизни.

Конечно, главную роль в этом деле принадлежала советской школе как важнейшему институту государства. Она выступала основным организатором целенаправленного влияния на личность школьников через процесс обучения, причем с прогрессивных научно-педагогических и социальных позиций, формируя человека не только с глубокими и разносторонними знаниями, но и с передовыми воззрениями, как социально активную личность. Государство стремилось охватить стопроцентным школьным обучением подрастающее поколение, внедряя в жизнь закон о всеобуче сначала в рамках начального, семилетнего, а затем и десятилетнего образования. Особенно актуальной эта политика была для правобережных районов Молдавской ССР, как и некоторых других территорий бывшего СССР, где после Великой Отечественной войны, в силу разных причин, неграмотность была очень высокой не только среди взрослого населения, но и детей школьного возраста. Другими словами, после рождения человека Советское государство через школу, а также сеть специальных дошкольных и школьных учреждений создавало такие условия, которые обеспечивали ему дальнейшее естественное и свободное развитие, возможность последующего самоутверждения в обществе, и прежде всего в главной, профессиональной сфере.

После завершения средней общеобразовательной школы часть ее выпускников включалась в трудовую деятельность в народном хозяйстве, другая часть продолжала свое дальнейшее образование в высших или средних специальных учебных заведениях. И таких людей было немало. Так. в 1980 в вузах и средних специальных учебных заведениях Молдавии обучалось более 110 тыс. человек против 36,3 тыс. в 1960 г. Первые готовили кадры по 92, а вторые – но 115 специальностям. О высоком уровне высшей школы республики свидетельствует и тот факт, что в 1980 г. в ней обучались студенты из 55 стран Европы, Азии и Африки.

Повышая свой образовательный уровень, человек получал затем больше возможностей для самоутверждения в жизни. Однако последнее зависело не только от уровня образования, но и от личных качеств каждого человека – его способностей, трудолюбия, целеустремленности, настойчивости и др. Все эти качества при благоприятных условиях, которые создавало Советское государство, позволяли человеку многого добиться в жизни, в своей профессии, в значительной, а нередко и в максимальной степени раскрыть свои потенциальные возможности человека, специалиста. Примеров на сей счет предостаточно, когда на трудовом поприще, а это главное поле для самоутверждения личности, многие советские труженики достигали больших результатов. Десятки тысяч из них, добившихся высоких показателей в своей трудовой деятельности, награждались государственными знаками отличия. Так, только с 1944 г. по 1 января 1967 г. число гражданских лиц, к примеру, в Молдавской ССР, награжденных орденами и медалями СССР, превысило 26 тыс. человек, в т.ч. более 11 тыс. было удостоено орденов. Среди достойных тружеников республики более двухсот человек, поднявших простой труд до вершин героизма, стали Героями Социалистического Труда СССР, получив одновременно и высший орден страны – орден Ленина.

Одной из распространенных и эффективных форм самоутверждения личности в обществе в советское время было
продвижение по служебной лестнице. Это был естественный и закономерный процесс, вместе с тем это была спланированная, четкая и целенаправленная кадровая политика государства, практиковавшаяся в то время. Она укладывалась в известную формулу: подбор, расстановка и воспитание кадров. В стране проводилась не только систематическая работа по подготовке компетентных специалистов различного профиля и квалификации, но и осуществлялся постоянный отбор из них лиц, которые наиболее соответствовали занятию того или иного поста. Затем уже шло назначение на должность. Как правило, это осуществлялось посредством конкурса или непосредственно руководителем совместно с представителями общественных организаций и другими компетентными лицами. Из нескольких кандидатур выбирался наиболее подходящий специалист. На предприятиях и в учреждениях всегда имелся резерв кадров для выдвижения. Эта государственная практика обеспечивала расстановку на ключевых постах в народном хозяйстве и в общественно-политической жизни нужных и компетентных работников. Она была прозрачной, предсказуемой, всем хорошо известной и открыто представляла каждому человеку шанс для профессионального роста и продвижения по служебной лестнице.

Неотъемлемой частью кадровой политики Советского государства была также забота о росте профессионального уровня и воспитания кадров, занятых в общественном производстве. Существовала целая система курсов, школ, семинаров для повышения квалификации и пополнения багажа общественно-политических знаний. Причем, делалось это регулярно, на высоком профессиональном уровне и совершенно бесплатно. Другими словами, государство брало на свой счет не только подготовку и трудоустройство специалистов, но и дальнейшее пополнение их знаний, совершенствование профессионального мастерства. Это характерная и отличительная черта советской социалистической системы. Она играла решающую роль в эффективном комплектовании государственного, хозяйственного и общественно-политического аппарата нужными кадрами, обеспечивая нормальное функционирование сложного механизма по организации и управлению всеми сторонами жизни советской страны. Это была бесспорно жизнеспособная и эффективная кадровая система – детище Советского государства.

История советского общества полна как рядовых, так и ярких, неординарных примеров свободного самоутверждения людей труда на поприще своей деятельности, людей различного происхождения и возраста, характера и темперамента, общественного положения, национальности, вероисповедания и т. д. В советское время было обыденным сплошь и рядом видеть среди руководителей высокого ранга в политике, народном хозяйстве, среди талантливых ученых, военачальников, творческой интеллигенции выходцев из семей рядовых тружеников – рабочих, крестьян, служащих. Это не вызывало удивления, не бросалось в глаза, было в порядке вещей и свидетельствовало о гуманизме и демократичности советского государственного строя, создавшего благоприятные условия для реализации потенциальных возможностей каждой личности. Это является характерной и отличительной особенностью советской политической системы, положившей начало новой советской цивилизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зарождение и становление новой, советской социалистической цивилизации неизбежно сопровождалось формированием и функционированием новых, только ей органически присущих базовых элементов. В их числе новые общественно-экономические отношения, политическая система общества, его нравственные ценности и устремления. Особое место в новой цивилизации занимали формирование человеческой личности в обществе, определение ее места и роли, социального статуса в государстве. Личность, как таковая, впервые в истории становилась главным объектом внимания и заботы со стороны общества и государства, стала более востребованной ими, чем раньше. Все это отличало советскую социалистическую цивилизацию от всех остальных, делало ее более продвинутой и исторически более прогрессивной, нежели ей предшествовавшая.

Она исторически вызрела, была обусловлена и предопределена всем ходом предыдущего поступательного развития общества. Надо полагать, что именно по этой причине советская цивилизация смогла за такой короткий исторический период своего становления не только утвердиться в основных чертах, но и проявить достаточно полно свои главные и даже некоторые менее важные качества. При этом надо иметь в виду и то, и это очень важно, что этот процесс происходил на пространстве большой страны с глубоким разноуровневым состоянием экономического, политического и культурного развития ее отдельных территорий, в сложнейших, порой экстремальных условиях.

За двадцать с лишним лет после Октябрьской революции советским людям пришлось пережить немало испытаний: жестокую гражданскую войну, за невиданно короткий срок, в отсталой стране, во враждебном окружении государств, без чьей-либо помощи извне создать мощный и эффективный промышленный потенциал, обеспечивший переход всего народного хозяйства на рельсы крупной машинной индустрии и обороноспособность страны, осуществить перевод многомиллионных мелких единоличных крестьянских хозяйств на путь крупного общественного производства, обеспечить всеобщую грамотность населения, поднять его культурный и общественно-политический уровень. Затем, уже позднее, ценой неимоверных усилий и громадных людских и материальных потерь отстоять независимость Советского государства в борьбе с фашистскими захватчиками и одолеть их. Трудности, которые пришлось пережить обществу в условиях становления и действия новой цивилизации, сопровождались также тяжелым периодом послевоенного восстановления из руин народного хозяйства, изнурительной гонкой вооружений в годы «холодной войны» и др. Все эти обстоятельства отнюдь не лучшим образом влияли на процесс становления и функционирования новой цивилизации.

Вследствие чрезвычайно сложных и аномальных условий, в которых формировалась советская цивилизация, не все присущие ей элементы и качества смогли проявить себя и раскрыться в равной степени. И это вполне естественно для тех условий и не противоречит диалектике развития. Сложность и масштабность задач, которые пришлось решать Советскому государству в столь короткое время, неизбежно привели, в частности, к концентрации власти в руках непосредственно провящих структур, наложили свой отпечаток на формирование и функционирование демократических институтов в стране. Это обусловило построение нового, социатистического общества (цивилизации) в мобилизационном режиме, что трактуется противниками социализма как советский тоталитаризм. Хотя широко известно, что в случае военных и других сложных условий, государство при необходимости создает жесткие формы правления, которые неизбежно ведут к централизации управления обществом, ограничивают деятельность его демократических институтов и т. д. Именно поэтому некая жесткость политической системы и некоторое ограничение демократии в Советском государстве в 30-40-е годы прошлого столетия не являлись его сутью или идеалом, а были вынужденной мерой и объяснялись жестокой необходимостью решения в короткий срок конкретных и многотрудных исторических задач, стоявших перед большой страной.

Сложность исторической обстановки негативно повлияла также на проявление и раскрытие социальных возможностей советской цивилизации в жизни общества и отдельных людей. В силу вышеупомянутых обстоятельств Советское государство в своей внутренней экономической политике вынуждено было обращать первостепенное внимание и, соответственно, направлять львиную долю инвестиций на развитие средств производства – основ технического прогресса и укрепления обороноспособности страны, а затем уже на производство товаров народного потребления. В связи с этим основные материальные и бытовые потребности людей, общества в целом хотя и удовлетворялись, тем не менее по некоторым важным показателям, таким как ассортимент потребительских товаров и услуг, качество некоторых из них, еще сохранялось отставание от потребностей населения. Эти показатели также были ниже, чем в некоторых промышленно развитых странах. Это отставание постепенно преодолевалось, но для этого, естественно, требовалось определенное время.

За сравнительно короткий исторический срок своего существования советская цивилизация не успела пройти весь путь самосовершенствования и самоочищения от наносного, случайного, «родовых пятен» досоветского времени, с которым она была тесно связана. Тем не менее новая цивилизация, несмотря на все препятствия на ее пути, утвердилась в своих основных параметрах, показала свои наилучшие качества в организации нового жизнеустройства общества без эксплуатации человека человеком, в быстром росте производительных сил, социальной справедливости и обеспеченности людей, достижении реального равенства всех граждан, высокого уровня образованности и культуры абсолютного большинства населения. В условиях новой цивилизации произошло раскрепощение человеческой личности и были обеспечены возможности для ее максимального самоутверждения в обществе. Все эти достижения и преимущества были закреплены в Основном законе страны – Советской Конституции.

Возникновение советской социалистической цивилизации было крупным прорывом в установлении более прогрессивного и совершенно нового жизнеустройства в истории человечества. Он произошел в России в начале XX столетия вследствие объективных и конкретных исторических условий, начавшись Октябрьской революцией 1917 г., в результате которой в тяжелых родовых муках появился новый общественный строй, пройдя в ходе своего становления через горнило суровых и кровавых испытаний. Известный русский философ H.A. Бердяев, не принявший эту революцию, между тем так писал о ней: «… Революция ужасна, она уродлива и насильственна, как уродливо и насильственно рождение ребенка, уродливы и насильственны муки рожающей матери, уродлив и подвержен насилию рождающийся ребенок. Таково проклятие греховного мира». Вместе с тем Октябрьская революция – это не только насильственные муки вновь рождающийся цивилизации. Ее энергия и сила решительно и смело разрубила гордиев узел накопившихся противоречий, расчистив историческое место для быстрого строительства принципиально нового общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком. Она являла собой коренной поворот человечества к новой гуманно-колективистской жизни на социалистических началах.

В рамках советской цивилизации было построено общество на принципах единения и братства народов, их равенства, сотрудничества и взаимопомощи. Это общество представляло собой прекрасный пример нормальной мирной жизни людей без классовых антагонизмов и классовой борьбы, культивировало среди граждан доброту и любовь, боль и сострадание к обиженному человеку. Своими идейными принципами и повседневной практикой оно надолго обуздало злобу, хищничество и невежество в своей среде. Его нравственными принципами стали нестяжательство и солидарность людей, а главной заботой – человек с его интересами, правами и обязанностями, местом и ролью в обществе. Этим оно, кстати, кардинально отличалось от буржуазного (гражданского) общества, идеология которого базируется на совершенно иных цивилизационных ценностях, ценностях конкуренции ради наживы, потребления и эгоцентризма. Суть его хорошо и образно передает американская пословица: «Из скота добывают сало, а из людей – деньги».

Достаточно ёмко о советской социалистической цивилизации, в основе которой лежало советское устройство жизни общества, сказал известный ее исследователь Сергей Кара-Мурза: „Советский строй в целом был уникальный, чудесным образом достигнутой точкой во всем пространстве социально-экономических вариантов жизнеустройства. Советский народ самоотверженно, на своих костях построил доброе, спокойное, экономное и щедрое общество. Хозяйство в нем было, в меру своего развития, необычайно, необъяснимо эффективным».

А вот как о советском обществе, его системе сказал в своем последнем интервью в 2006 г. другой известный мыслитель и философ – Александр Зиновьев, который изнутри досконально знал советское общество и, как известно, достаточно критически относился к некоторым его реалиям: «Я продолжаю утверждать, что социальная система, которая сложилась в СССР, была самой совершенной – самой простой, стандартизированной, более эффективной, чем Западная. И в теории и на практике».

Советское общество прошло через различные исторические испытания, отстояло свою независимость в годы фашистского нашествия, в короткий срок преодолело последствия войны и сделало огромный рывок в своем экономическом, социальном и культурном развитии.

Однако в условиях тяжелой и неравной „холодной войны” против СССР, в результате соединения усилий зарубежных враждебных Советскому государству сил и части переродившейся советской политической элиты в центре и на местах, а также величайшей дезинформации населения, советское общество – основа советской цивилизации – не выдержало и неслыханно обманным путем во главе с «прорабами перестройки» было разрушено. Колоссальное достояние большой страны, созданное не одним поколением советских людей, в одночасье было разграблено «прихватизаторами» и перешло в их частную собственность. Новая законодательная и исполнительная власть по указке западных консультантов-доброхотов стала энергично осуществлять перевод общества с социалистического пути на частнокапиталистический, буржуазный путь развития, не желая считаться с тем непреложным фактом, что история назад не ходит, что её вспять, по крайней мере надолго, никогда не повернуть, о чем свидетельствует ее же опыт. Другими словами, новые реформаторы взялись за поистине непосильное антиисторическое, сатанинское дело.

Советская цивилизация разрушена, но она еще жива в памяти людей, выступая немым укором тому, чем сегодня так озабочены «реформаторы». Ее влияние на сегодняшний день в мире, и прежде всего на просторах бывшего СССР, еще велико. Дальнейшее развитие человечества также не может обойтись без использования опыта советской цивилизации. Этот опыт, разумеется, с поправкой на местную специфику, широко и устойчиво используется сегодня в таких странах, как Китай, Куба, Вьетнам и других, которые избрали для себя социалистический путь развития. Эти страны являются убедительным примером расширения социалистической цивилизации на нашей планете под влиянием советской социалистической цивилизации, которая показала реальную возможность своего повторения в других странах и даже континентах. Она является закономерностью, которая непременно реализуется в силу логики поступательного развития человеческого сообщества. Она исторически еще не исчерпала себя, как некоторые другие, не растратила весь свой исторический потенциал. Ее шествие по планете неодолимо, в ходе которого должны раскрыться все и до конца запрограммированные в ней историей возможности наилучшего жизнеустройства общества. Этому будут способствовать складывающиеся на планете обстоятельства по более рациональному использованию мировых земных ресурсов, глобализация жизни общества и др. В связи с этим долг ученых всесторонне и глубоко изучать опыт феномена советской социалистической цивилизации – первого прорыва человечества по пути наилучшего устройства миропорядка и жизни общества, а также человеческого индивида в нем на более исторически прогрессивных социалистических началах.

В настоящее время, когда под воздействием поступательного исторического развития, достаточно быстрого изменения окружающего мира, представлений людей о более разумном и адекватном мироустройстве жизни на планете, все более и более осознается необходимость поиска более толерантных отношений не только между людьми, но и между государствами и даже цивилизациями. Это особенно настоятельно ощущается в условиях глобализации, усиления социальных, экономических и иных вызовов мировому сообществу. В этом контексте встает вопрос о нахождении более эффективных путей разрешения мировых социальных и межцивилизационных противоречий мирным путем. Думается, что у государств и их лидеров хватит мудрости и политической воли пойти именно по этому, мирному пути.

Источник: Царанов В.И. Очерки советской цивилизации, Кишинев, 2013.

Anunțuri

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare / Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Google+

Comentezi folosind contul tău Google+. Dezautentificare / Schimbă )

Conectare la %s