ФАШИЗМ КАК ТЕНДЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

neville_chamberlain_adolf_hitler.b9vjavfl9pssskkcs4c4kk8wc.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th
Рукопожатие Адольфа Гитлера и премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена на Мюнхенской конференции («Мюнхенский сговор»). 30 сентября 1938 года по итогам конференции премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом, премьер-министром Франции Эдуаром Даладье, рейхсканцлером Германии Адольфом Гитлером и премьер-министром Италии Бенито Муссолини было подписано соглашение о передачи Чехословакией Германии Судетской области.

После 1945 года нацизм и фашизм воспринимаются как синонимы преступного режима, террора и геноцида, как некий полюс абсолютного политического зла. Но так было не всегда. До 1939 г. нацизм и особенно фашизм были вхожи в респектабельные политические салоны, с ними были готовы иметь дело ведущие европейские политики, нередко воспринимавшие фашизм как достойный и предпочтительный противовес против коммунизма, а то и как интересный эксперимент, у которого можно поучиться сохранению достижений европейской культуры перед нашествием новых варваров в лице «восставших» от спячки масс, увлеченных социалистическими идеями. Либерализм 1930-х годов, столкнувшись с вызовами века, застыл в замешательстве – с кем связать свою судьбу, какого партнера избрать на пути в будущее – фашизм или коммунизм?

Эти колебания вытекали не просто из тяжелого положения, в которое попали либеральные западные режимы, а из глубоких социально-культурных оснований. Нацизм и, шире – фашизм, ставили перед собой социальные цели, которые и многие представители либеральной правящей элиты того времени считали вполне приемлемыми [1].

Представители британской политической элиты предпочитали иметь дело с Германией, а не с СССР, стремление немцев «жить в едином государстве» вызывало понимание у Н. Чемберлена. Уважаемый лидер испанских консерваторов Хиль Роблес, критикуя положение, сложившееся в Испании после победы Народного фронта, говорил, что можно жить при любом обществе, даже при фашизме, только не при анархии [2]. Его радикальный коллега Кальво Сотело формулировал мысль более откровенно: «Надо ликвидировать классовую борьбу как самый факт. Ясно, что устранение классовой борьбы – это задача, которая не под силу ни вам, ни какому бы то ни было правительству в либеральном государстве. Эта задача может быть выполнена только в государстве с руководимым из единого центра хозяйством, в государстве, преследующем верховные интересы национальной промышленности, обуздывающем в одинаковой мере как аппетиты профсоюзов, так и злоупотребления плутократии» [3].

Нам, русским, тоже есть, о ком вспомнить в этой связи. Один из высших духовных и интеллектуальных авторитетов нынешних правителей России Иван Ильин писал об общности того белого движения, идеи которого он выражал, с фашизмом и нацизмом: «основное и существенное единит все три движения: общий и единый враг, патриотизм, чувство чести, добровольно-жертвенное служение, тяга к диктаториальной дисциплине, к духовному обновлению и возрождению своей страны, искание новой социальной справедливости и непредрешенчество в вопросе о политической форме» [4].

Фашизм и нацизм были лидерами, гегемонами правой мысли, они перехватили идейную инициативу у либералов и консерваторов, зачаровав их своими успехами в борьбе с массами, бросившими было вызов элите.

inx960x640
Герцог Виндзорский (бывший британский король Эдуард VIII), герцогиня Виндзорская (Уоллис Симпсон) и фюрер Адольф Гитлер. 1937

Фашизм – это национал-тоталитаризм (в отличие от классовой тоталитарной доктрины сталинского коммунизма) [5]. Фашизм предложил путь консолидации нации, преодолевающей (подавляющей) социально-классовые противоречия. Эта идея вытекает из любой, даже умеренной этнократии, из шовинистического призыва пожертвовать социальными требованиями ради «общенациональных» интересов, из противопоставления «мы и они», когда «мы» -это общность интересов трудящейся бедноты и плутократов одной национальности или одного государства (как не вспомнить и нынешние газовые конфликты, в которых мы почему-то должны сочувствовать топ-менеджерам «своего» «Газпрома»).

Национальное возрождение было одной из ценностей цивилизации Запада XIX-XX вв., Мадзини был кумиром Муссолини. Эта общность национального возрождения XIX века и национал-реваншизма межвоенного периода вписывала национал-тоталитарные режимы в контекст европейской политической культуры как нечто вполне законное. Этнократическая логика нацизма радикально развивала национальную логику либеральных государств и умеренный расизм колониальной политики.

Движение за консолидацию нации как пространства, придававшее национальным движениям прогрессивный характер и романтический блеск в XIX веке, в XX веке переросло в консолидацию социума. Если этот процесс сохранялся как национальный, то логика «мы» – «они» требовала вытеснения инонациональных элементов, а затем и репрессий против людей по принципу их национальности. Но эта наиболее яркая черта нацизма не должна заслонять от нас и другие его сущностные черты.

Тоталитаризм как таковой стал детищем индустриальной эпохи с ее требованием стандартизации, четкой управляемости, инструментализации человека-орудия, который должен не рассуждая выполнять указания человека (или «сверх-человека») – менеджера. Если орудие, элемент машины, «винтик» начинает «рассуждать», выполнять или не выполнять указания по собственному усмотрению, человеческая машина и индустриальный хозяйственный организм просто не могут работать. Логичной надстройкой над этой системой оказывается тоталитарный режим – распространение принципа фабричной организации не только на производство, но и на сферу политики. Не все общества зашли далеко на этом пути, но все индустриальные системы в той или иной степени шли по нему. В 1938-1941 гг., между Мюнхеном и Москвой, Европейская цивилизация делала великий выбор: какие взгляды будут «приличными» в будущем, какие примеси в либеральный «мейнстрим» будут более приемлемыми – розовые или светло-коричневые. И будет ли сам мейнстрим либеральным, или приемлемые формы будут окрашены в густые тона. В Мюнхене в 1938 г. европейские «весы» зримо качнулись в одну сторону, в 1941 г. под Москвой – в другую.

Разгром нацизма в 1945 г. и последовавший затем Нюрнбергский процесс покончили с НСДАП, но не с фашизмом как тенденцией. Речь идет не только о фашистских или право-радикальных экстремистских группах. Предпосылки фашизма никуда не исчезли, они растворены в европейской политической культуре и массовой психологии. Они давали знать о себе и в американской «охоте на ведьм», и в борьбе против «космополитизма», и в колониальной и неоколониальной практике. Решая судьбы иракцев в Вашингтоне и Лондоне, мировые элиты делают то же самое, что происходило в 1938 г. в Мюнхене, руководствуясь теми же элитократическими принципами, в соответствии с которыми сверх-человеки имеют право решать судьбы миллионов людей по собственному усмотрению.

Вспомним, что фашизм стал мировой альтернативой после начала Великой депрессии. Пока нынешняя глобальная система устойчива, фашизм тихо сидит в генах западной политической культуры. Но стоит разразиться очередному мировому кризису, мы увидим, какие новые формы тоталитаризма (информационного, манипулятивного или уже знакомого этнократического) приготовил нам XXI век. Увы, новое поколение может и не узнать фашизма в новых одеждах. И все же, чтобы сохранить свою демократическую составляющую, европейская политическая культура должна по капле выдавливать из себя фашизм.

[1]. Подробнее см.: Шубин A.B. Мир на краю бездны. От глобального кризиса к мировой войне (1929-1941). М., 2004. С. 81-115, 146-156, 185-186.

[2]. Fraser R. Blood of Spain. L., 1988. P. 90.

[3]. РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 32. Д. 221. Л. 199-200.

[4]. Ильин И. А. Собрание сочинений. Статьи, лекции, выступления, рецензии (1906-1954). М., 2001. С. 323.

[5]. Подробнее см.: Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996. С. 86, 503-512.

Шубин Александр Владленович – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий Центром истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН.

Anunțuri

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare / Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Google+

Comentezi folosind contul tău Google+. Dezautentificare / Schimbă )

Conectare la %s